Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
15:02 

О некоторых платьях начала XVIII века - пост к 8 Марта)))

TessaNoel
И вновь я решила тряхнуть стариной и вспомнить, как в 2002-2005 годах писала о платьях Падме... Теперь - о платьях в "Черных парусах").

К сожалению, информации по этому периоду мало, ориентируюсь на книгу М.Н.Мерцаловой "Костюм разных времен и народов", III том, и книгу Дженет Арнольд "Крой модного платья. Английские женские платья и особенности их конструкции. Ок. 1680-1880 гг.". Буду благодарна за дополнения.

Костюм в Англии XVIII века более 80 лет отличался от общеевропейского или французского лишь отдельными деталями и более длительной устойчивостью некоторых форм. Только в последние 15 лет XVIII столетия в английском костюме побеждают национальные черты и создается своеобразный «английский стиль» (зародившийся еще в XVII веке), который становится образцом для всей Европы.


О портрете


Головной убор фонтанж покорил Англию в конце XVII века и сохранялся там до 10-х годов XVIII века.

Прическа в таком стиле у Миранды на портрете. Возможно, он свадебный? Этот портрет нам показывают в 3-й серии 1-го сезона, с 41.57 (если смотреть в озвучке "Амедиа"). Портрет подписан «Мистер и миссис Томас Гамильтон».
(Кстати, вероятно, на тот момент еще не определились с актером на роль Томаса, если оценивать похожесть на Руперта Пенри-Джонса.)





О лондонских платьях

После того как я увидела фото оливкового лондонского платья Миранды (на манекене оно без нижних юбок, поэтому форма другая), я решила заняться изысканиями. :)




Вот это платье в сериале




Нашлись очень похожие!
Mary Hungate, Lady Gascoigne. Enoch Seeman the younger (1694–1745)


Того же авторства - Lady Mary Bellings-Arundell, Baroness Arundell of Wardour. Приблизительно 1735-1740-й.


Как видно, лиф спереди на исторических платьях без декоративных складок, гладкий. Найти платье с лифом, оформленным подобным образом, мне пока не удалось. Похожее платье можно хорошо рассмотреть и на другой даме:


Разве что-то нечто такое? Снова Enoch Seeman the younger. Lady Maynard


Галерея картин этого художника - есть еще несколько платьев в "нашем" стиле: https://artuk.org/discover/artworks/search/actor:seeman-the-younger-enoch-c-16941745

О конструкции платьев

Юбка платья Миранды без каркасной основы, и это верно. Панье (фижмы) в Англии вновь начинают носить после 1711 года (до того каркасная основа юбки была популярна в XVI веке) и форма платьев Миранды определяется корсетом и нижними юбками.

Вот сравнительная, очень наглядная таблица силуэтов (длинная, поэтому с превью):




В книге Дженет Арнольд написано, что это платье относится к периоду 1720-1750-х гг. Оно на каркасе, но в остальном крой похож. Спинка лифа в стиле en fourreau (фр. "футляр"), цельнокроенная с юбкой, плотно прилегает к фигуре. Это то, что мы видим у платьев Миранды!
Небольшая собранная полоска тонкого льна или кружева могла быть приколота или пришита по переднему краю корсета, а шемизетка (вставка, украшающая вырез лифа) иметь кружевную оборку по краю. Позднее оборку либо приметывали к платью, либо пришивали к нижней рубашке и выпускали наружу - и это наш случай.
Рукава рубашки с оборками были видны из-под манжеты рукава платья. Такие платья носили на протяжении всей первой половины XVIII века. Особенно популярны они были между 1735-1750 гг. Рисунок на шелке платья, приведенного на иллюстрации выше, датируется 1707-1714 гг.
Платье шнуруется поверх корсета или вставки (стомакера).

Такую шнуровку мы видим на темно-синем платье Миранды. Кстати, этот цвет символичен - navy, цвет формы морских офицеров, тот же цвет, что носит Джеймс. Мне кажется, о таком сочетании вполне могли думать, создавая это платье.


Тут стомакер без шнуровки поверх.


Вот сравнение двух видов спинок платьев - на "Пинтересте" датированы 1760-ми годами. Victoria and Albert Museum.


Складки Ватто на лондонских платьях Миранды нет.
Зато эта деталь есть, например, на ее пеньюаре (капоте):

И на халате, который Миранда носит в Нассау:


Но это тема уже для другой статьи :).

Вот еще иллюстрации по нужному нам периоду.

Платье королевы Анны (1685).


Ранние 1700-е:


Все ее платья схожего покроя - цельнокроенные, пышные сзади, с небольшим шлейфом или без него, без присобранных частей.



















В XVIII веке было три типа женских костюмов:


1) закрытое платье (round robe). Такое платье было цельнокроенным.
1730 год. Peter Tillemans. Portrait of Master Edward and Miss Mary Marco.


2) распашное платье с юбкой и стомакером (open robe). В XVIII веке было популярно платье-мантуа.

В раннем периоде лиф соединялся с верхней юбкой, задрапированной назад, чтобы образовать шлейф и показать нижнюю юбку (то, что сейчас мы бы назвали обычной юбкой - это не было белье).

Италия, 1700 год. Los Angeles County Museum of Art.


Англия, 1708 год. The Metropolitan Museum of Art.




В дальнейшем верхняя юбка напоминала занавес.
Англия, 1775-1785. Victoria and Albert Museum


3) лиф (корсаж) и юбка отдельно. В основном использовались знатными дамами как домашняя одежда или одежда для путешествий и верховых прогулок.
Около 1730 г. (встречаются разные датировки). Lady in a riding habit by Enoch Seeman.


Подробнее об этих типах платьев см. на странице destineedepaul-ru.blogspot.ru/2011/04/18.html)

Таким образом, мое заключение состоит в том, что платья Миранды лондонского периода представляют собой очень деликатное историческое обобщение платьев начала - середины XVIII века. Они закрытые, цельнокроенные, с прямой спинкой, без шлейфа или с небольшим шлейфом - длинных шлейфов, как на музейных образцах, в сериале мы не видим.

Повторюсь, буду благодарна за дополнения, а также за возможные поправки: период интересный, при этом узкий и переходный - и потому сложный.

Сориентироваться в том, в какой момент времени в лондонских флэшбеках можно увидеть то или иное платье, поможет эта тема на нашем форуме: Вспоминая сериал - текст избранных сцен.

@темы: черные паруса

URL
Комментарии
2017-06-25 в 22:09 

_Olwen_
О, а я даже видела этот пост! Классная подборка!
ориентируюсь на книгу М.Н.Мерцаловой и книгу Дженет Арнольд Конкретно про корсеты есть ещё Нора Во, Корсеты и кринолины. Больше ничего не знаю, т.к. озадачивалась вопросом давно, когда шила платье к ролевой игре, получилось :hang: А, здесь ещё можно найти полезное.

2017-06-26 в 00:44 

TessaNoel
_Olwen_, рада, что понравилось! :)
Спасибо за совет про книгу - не слышала про нее раньше. Про сообщество в ЖЖ знаю давно - может, и в самом деле там порыться :)
У меня есть хорошая книга с музейными костюмами (музей Киото), но она ценна прежде всего фото и описаниями конкретных платьев (ткани очень хорошо описаны). А вот подробный анализ...((
Начала пост про ее сельские платья, пока в черновиках :)

URL
2017-06-26 в 01:40 

_Olwen_
TessaNoel, там в ЖЖ есть полезные ссылки, и на книги, и на сайты. Книгу музея Киото видела, она классная. У Норы Во есть ещё по крою, и мужскому, и женскому. По женскому - The cut of Women’s Clothes 1600-1930, там схемы типа таких: pp.userapi.com/c638424/v638424146/40580/PI7Y11r...

2017-06-26 в 01:47 

_Olwen_
Если надо, и не найдёте, то откопаю и пришлю.

2017-06-26 в 02:01 

TessaNoel
_Olwen_, спасибо!))

URL
   

Tessa

главная